Популярность Митинского радиорынка давно перешагнула границы Москвы. Еще до появления цифровой техники он стал культовым местом для тех, кто увлекался радиотехникой. Здесь можно было найти любую редкую или дефицитную деталь. И хотя сам рынок уже три с половиной года как переместился от развалов и киосков в современный комплекс, он остается верен этой традиции, что нашло отражение в девизе торгового комплекса: «Есть все. Как всегда». О сегодняшнем дне Митинского радиорынка и перспективах его развития рассказывают генеральный директор Группы компаний «Русское золото» Евгения БОГАТОВА, директор ТК «Митинский радиорынок» Роман АГАНИН, директор гостиницы «Митино» Артур КАШНОВ.
- Евгения Роменовна, опишите, пожалуйста, нынешнее состояние Митинского радиорынка – о его впечатляющих переменах знают далеко не все.
Евгения БОГАТОВА:
- Стоит, пожалуй, напомнить, что еще три с половиной года назад Митинский рынок представлял собой скопление более 800 палаток и тонаров. Теперь на этом месте крупный паркинг, а продавцы переехали в современный торговый комплекс, в тепло и комфорт. Способствовала этому, конечно, политика Правительства Москвы, которое на рубеже 2000-х годов обязывало владельцев и арендаторов земли реорганизовывать открытые рынки в цивилизованные торговые комплексы. Мы оказались одними из первых, кто эту программу выполнил.
В ноябре 2005 года была сдана первая часть комплекса площадью 22 700 кв. метров, в июле 2008-го – вторая очередь площадью 20 500 кв. метров. Сегодня здесь более 600 торговых точек, которые в будние дни посещают 2 – 4 тысячи человек, а в выходные и предпраздничные дни до 10 – 15 тысяч.
- Органичной частью торгового комплекса «Митинский радиорынок» стала современная гостиница. Чем вызвано ее появление?
Евгения БОГАТОВА:
- Изначально мы не планировали строительство отеля. Но в 2006 году к нам обратилось Московское правительство с просьбой включить в состав комплекса гостиницу, поскольку в столице ощущалась нехватка гостиниц среднего класса. Сегодня мы располагаем 74 номерами на 150 мест, на 4-м этаже - кафе и рестораны, на 5-м этаже планируем в дальнейшем расположить номера повышенной комфортности. Гостиница уже известна, она включена в мировой интернет-сервис бронирования гостиниц. Частыми наши гостями стали деловые люди не только из России, но и Германии, Франции, Турции, других стран, поэтому мы решили оборудовать гостиницу по-современному, удобно. Ведь именно такой должна быть гостиница для деловых людей. Кстати, вскоре гостиница сможет предлагать постояльцам услуги медиацентра, где можно будет брать в прокат крупную технику. Соседство гостиницы с торговым центром станет ее плюсом.
Артур КАШНОВ:
- Хотя срок окупаемости гостиниц, как правило, растягивается на 5 – 7 лет, мы об этом объекте не сожалеем. Во-первых, помогли городу в решении проблемы. Во-вторых, гостиница почти всегда заполнена. Рядом находится крупнейший выставочный комплекс «Крокус-Сити», приезжающему персоналу которого требуются стандартные номера стоимостью не более 120 - 130 долларов в сутки. Мы подумали и о специальных программах выходного дня (например, поездки за покупками, в том числе в нашем торговом комплексе).
- Расскажите, пожалуйста, как будет развиваться комплекс Митинского радиорынка в дальнейшем. На что резервированы свободная земля и таланты архитекторов? Что ждет покупателя здесь через несколько лет?
Евгения БОГАТОВА:
- Полет фантазии наших архитекторов беспределен… Главное – увязать его с реальностью.
Сегодня границы торгового комплекса занимают 4,07 гектара земли в аренде на 49 лет. Внутри этих четырех гектаров застроено полтора гектара. Помимо этого, к комплексу прилегают три гектара земли, предназначенной для автостоянки. Проведя тщательный маркетинг, мы пришли к выводу, что на свободной площади можно возвести еще один комплекс многофункционального назначения, гармонично дополняющий существующий торговый комплекс с гостиницей.
Сейчас проект в начальной стадии проработки, но очевидно, что новый комплекс будет располагать не только торговыми площадями, но и офисами, досугово-развлекательным сектором, складами, подземным паркингом, «продолжением» гостиницы…
Пока прорабатывается разрешительная часть проекта. Но после того как архитекторы города дадут добро - утвердят площадь, этажность, соотношение наземной и подземной парковок и пр. - начнется долгий процесс согласований с десятками инстанций.
Хочу подчеркнуть: на всех уровнях признают полезность развития площадки Митинского радиорынка. Нас поддерживают префектура Северо-Западного округа, Департамент потребительского рынка, управа района Митино, Департамент градостроительной политики г. Москвы, и все равно мы по определению выступаем в роли просителя. Так что комплексная проработка проекта, вплоть до утверждения правительством города, в самом сжатом варианте займет не менее полутора лет.
Как раз к тому времени, мы надеемся, экономическая обстановка станет более предсказуемой. Пока же, в условиях неопределенности, мы не совершаем каких-то больших инвестиций, а тщательно готовимся к новому росту.
- Ваши инвестиционные возможности косвенно связаны с эффективностью самой торговли. Например, с объемом выручки с одного квадратного метра торговой площади. Вы как-то направляете этот процесс?
Роман АГАНИН:
- Торговый оборот – не наш вопрос, это задача арендаторов. Но мы им всячески помогаем. Например, с открытием комплекса появилась возможность предлагать товары лучшего качества и более технологичные, что увеличило приток покупателей. Мы постоянно даем рекламу в прессе, на телевидении и радио, на растяжках. Реклама утверждает - в новых условиях покупатель ничего не потеряет, только найдет. Да и сам факт перемещения торговли из палаток в комплексы, где тепло, светло, комфортабельно, тщательно охраняемо – очевидная помощь продавцам. Хотя, надо признать, мы ощущали элемент риска. Но, слава богу, с переездом ни одного продавца не потеряли. Сейчас у нас почти 100-процентная наполняемость торговых площадей. При этом сохранилась и торговля комплектующими изделиями и радиодеталями.
Косвенно мы можем влиять на эффективность торговли изменением ставок аренды, содействием продавцам в организации торговых акций, в борьбе с контрафактной продукцией, другими способами. Никаких скачков цен, как это иногда утверждается на форумах, пока не произошло. В противном случае у нас не было бы нового всплеска покупательской активности, а она есть.
- Митинский радиорынок – крупный торговый комплекс, но не специализированная торговая сеть. Чем объясняется ваша приверженность к рыночному формату?
Роман АГАНИН:
- Формат рынка популярен во всем мире, он вечен. Известно, что даже рынки старьевщиков в Лондоне и Париже в год посещают до двух-трех миллионов человек…
Митинский радиорынок – это комплекс частных магазинов, небольших фирм, которые напрямую работают с поставщиками. Частично у нас присутствуют средние сети бытовой и цифровой техники. Крупные сети мы на свои площади не приглашаем. И в первую очередь потому, что их присутствие создаст здесь нездоровую обстановку, ухудшит условия работы мелких и средних компаний.
Евгения БОГАТОВА:
- У крупных инвестиционных фондов другой подход – запустить в торговый комплекс известные торговые сети. В таких условиях «все само катится», принимай только арендную плату. Но мы сознательно идем на определенные трудности в своей административной работе, поскольку уверены: мелкий и средний продавец нужен мелкому и среднему покупателю. Особенно сейчас, в условиях кризиса и снижения покупательной способности населения. Средний предприниматель не означает, что он торгует «средним» товаром, у нас представлены изделия ведущих мировых фирм. Но он более гибок в ценовой политике и, как это ни парадоксально звучит, во многих случаях более квалифицирован, лоялен к потребителю.
Роман АГАНИН:
- Надо добавить, что радиорынок, как и любой крупный магазин, работает в полном соответствии с установленными правилами торговли. Совершенно безосновательны опасения, что на рынке берешь кота в мешке. Мы тщательно соблюдаем требования Закона «О защите прав потребителей», который оберегает права покупателей на приобретение товара надлежащего качества, с полной информацией о них. В случае обнаружения брака покупатель всегда может вернуть (или обменять) купленный товар в соответствии с действующим законодательством. Действуют правила продажи по образцам и длительного пользования в кредит. Конечно, жалобы случаются, но каждую мы внимательно разбираем, учитывая прежде всего интересы покупателя.
- Сам проект развития Митинского радиорынка в силу его грандиозности можно назвать смелым. Ведь хотя сейчас крупные магазины, бывает, открываются «дверь в дверь», рано или поздно конкуренция в торговле обострится. Значит, вы должны быть уверены в своем покупателе на десятилетия вперед.
Евгения БОГАТОВА:
- По статистике обеспеченность населения качественными торговыми площадями в Москве еще отстает от европейских столиц. Так что резервы роста есть.
Да, конкуренция обострится, но с ростом числа торговых предприятий в крупных городах явно обозначается тенденция их регионализации. Покупатель в большом городе привыкает к своему району, своему округу – из Бутова он вряд ли часто будет ездить в Черкизово за покупками. В этом смысле Митино – неплохой район. В пределах одного километра от нашего комплекса есть три больших торговых комплекса с зонами отдыха, кинотеатрами, где можно приобрести товары «средних» торговых марок. Наш ближайший покупатель не только из Митина, но также из Красногорска, Химок, нового района Куркино, даже из Тушина, где с торговлей пока пустовато.
Другое дело, что для повышения привлекательности и функциональности площадки Митинского радиорынка здесь нужен «якорный» продовольственный арендатор. Это золотое правило торговли. И он обязательно появится в новом комплексе. Но выбор наш будет строг. Хотелось бы, чтобы продовольственный сегмент в нашем комплексе предлагал и хлеб своей выпечки, и домовую кухню в широком ассортименте, и цены держал привлекательные.
Вот тогда Митинский рынок обретет последние очертания. Около половины наших покупателей не из Москвы, а из регионов. Им будет что купить и в квартиру, и в холодильник на неделю, будет где отдохнуть и погостить несколько дней. Все эти возможности они имеют сейчас, а мы работаем над их расширением!